ШКОЛА ФИЗИКИ
персональный сайт учителя физики
ЛЯХ ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА
 

 


Визитка ИсторияФизкабинет МетодикаКружки   Гостевая книга

Главная
На выставку поделок кружка               Методика, стр.2

 

  Вообще эксперименту – и демонстрационному, и лабораторно-практическому,   практической направленности обучения физике в школе традиционно уделяется особое внимание. Это связано не только с пониманием физики, как науки экспериментальной, но и  с дидактической задачей сделать обучение физике привлекательным для учащихся, эффективным  не только с точки зрения хороших оценок, но и в плане практической применимости полученных знаний в каждодневной практике учащихся. С этим связано формирование ключевых, жизненно важных компетенций: умения измерять, интерпретировать результат, округлять полученные величины в соответствии с точностью измерений, оценивать эффективность и границы применимости технических устройств, режимы их работы и т.д.  Основная идея нашей методики: «каждый ученик должен быть успешен». Он должен иметь возможность испытывать состояние успеха при изучении курса физики: хорошо  прочитанный реферат (есть хорошая библиотека с массой энциклопедических и специальных изданий, есть   Интернет), хорошо изготовленный прибор, пособие, тест, веб-страница, презентация,  иллюстрация и т.д. и т.д.). Не прокрустово ложе  железобетонных приоритетов, а как можно больший спектр возможных инициативных действий ученика по освоению курса. Для этого должны быть условия: внеклассная работа по предмету, групповые консультации, возможность работы за компьютером. «А можно я сделаю то-то и то-то»,- спрашивает ученик. «Конечно»,- отвечаем мы и думаем, как ему помочь, чтобы был успех. Он этого хочет, это наиглавнейшее условие. А потом на этом мы построим все остальное. Сделал прибор – разберись каковы принципы его работы. Разбирается чаще всего. Скачивать рефераты у нас давно уже не модно. Крутизна в том, чтобы найти свое, чтобы было неожиданно, интересно, ново.

               Контрольные работы известны заранее, но они рейтинговые с большим числом заданий. Можно подготовиться, списать нельзя. Есть огромное количество заданий на компьютерах кабинета. По сети можно смотреть этот каталог и с других компьютеров школы: сканированные диафильмы, таблицы, видеоролики, тесты и много всего. У каждого ученика собственная папка выполненных заданий.

        Проводится  работа по совершенствованию структуры курса физики. Изучение разделов «Электромагнитное поле»(8класс) и «Электромагнитные явления»(9 класс), в которых учебный материал в известной степени дублируется, построено по-разному, отобран различный экспериментальный материал, предусмотрены различные практические задания, работающие на всестороннее развитие учащихся. Как и раньше, много внимания уделяется межпредметным связям.

Относительно лабораторных работ в школе уже несколько лет реализуется идея о подчинении   лабораторных и практических работ идее генерализации фундаментальных понятий физики. Одним из них, безусловно, является понятие вещества. Этой теме была в свое время посвящена статья в журнале «Физика в школе», сейчас на основе идеи  статьи разработан информационно-методический комплект для учащихся по теме «Строение вещества». Пока разработана первая часть – «Плотность вещества».   В этой работе принимали участие ученики, они же охотно работают с пособием. Пособие участвовало    в областном конкурсе.

Новый элемент учебного плана, появившийся в последнее время – элективные  курсы  предпрофильной подготовки. Это обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами из имеющегося в школе «комплекта», это определяет индивидуальную образовательную «траекторию» для каждого школьника. На сайте приводится  один из курсов предпрофильной подготовки, разработанный автором   и реализующий идею повторения и обобщения курса физики основной школы через математический аппарат курса.

СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ.

       На протяжении многих лет все учащиеся школы, изучающие физику, успешно осваивают  учебный курс, имеют соответствующие умения и навыки, в том числе навыки практической работы с оборудованием. В малокомплектной школе, где мало учеников  и все дети работают в  одном классе независимо от уровня способностей должны быть несколько другие. Если в классе  10 человек, то неявка одного – это 10%, так что объективности немного. В 2006-07 учебном году выпускники имели по физике 100% обученность и 100% качество обученности. Мы более склонны считать показателем характер выбора профиля  дальнейшего обучения. Он  стабильно более, чем на 50% за техническими профессиями. График приведен в качестве иллюстрации, в дальнейшем результаты были в рамках этих же значений

Рис. 1  Процент учащихся, осваивающих программу на уровне выше стандартного

Диаграмма количества выпускников, выбирающих технический профиль дальнейшего обучения

                        Рис. 2 Процент выпускников, выбирающих после школы технический профиль

7цветов радуги                        Солнечная система

1. Слайд для урока. "Каждый охотник желает знать где сидит фазан" 2. Слайд для урока. Схема расположения планет Солнечной системы

Метроном как маятник    Здание как колебательная система  Действующая модель парового котла   Действующая модель паровой турбины

Нестандартные демонстрации. Вверху прибор для демонстрации видов деформации используется   для демонстрации "Здание как колебательная система" Внизу зависимость периода колебаний от длины маятника на примере двух метрономов. Все оборудование обслуживается и используется. Действующие модели парового котла и паровой турбины

Ролик  на Ютуб  "Учитель - это творческое призвание. Нужно растить Эдисонов! 

 

 

 

 

 

Страница 1,  2        На главную    Карта сайта     Список статей      Материалы для урока

 
Лаборатория
Публикации
Ссылки
Гостевая книга
Материалы к уроку
Школа физики
 Сайт школы
 

Инф. методическое пособие для учащихся по теме "Строение вещества"

Прибор для демонстрации независимости действия сил

К вопросу о строении вещества

Связь  преподавания физики и биологии

Литературные материалы на уроке физики

Вопросы экологии в курсе физики

Анкета для учащихся

Результаты анкеты

Предпрофильный курс

Использование диафильмов

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

Таблицы оцифрованы

Таблицы оцифрованы и демонстрируются проектором, их могут смотреть ученики на любом компьютере

Медиапроектор и телевизор с диагональю 72см позволяют показать все

Медиапроектор и телевизор с диагональю 72см позволяют показать всё

Разложение сил по правилу параллелограмма

Как можно больше наглядности. Разложение сил по правилу параллелограмма. Справа динамометр для масштаба 1Н.

Визитка ИсторияФизкабинет МетодикаКружки   Гостевая книга