оворя (в очень общей форме) о
работе по совершенствованию системы обучения физике следует,
по-видимому, несколько слов сказать об основных исходных
принципах её создания и развития.
В смысле
материально-технических возможностей – это в первую очередь
наличие оборудованного кабинета, позволяющего решать актуальные
задачи обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что нельзя
создать совершенный работоспособный кабинет физики раз и
навсегда, поскольку меняется техническая оснащённость общества,
в том числе на бытовом уровне, а значит, меняется социальный
заказ на содержание физического образования, появляется более
совершенные технические средства обучения и т.д.
В
организационном отношении важно дополнить классно-урочную
систему, в рамках которой весьма проблематична эффективная
дифференциация обучения, особенно в малокомплектной школе,
другими формами занятий. Это групповые занятия в разновозрастной
группе, компьютерный кружок, конструирование оригинальных
физических приборов, система личностно ориентированных домашних
заданий, внеклассная работа.
Активная роль учащихся в изучении предмета совершенно
необходимое условие успешной, положительно мотивированной учёбы.
Демократизация школьной жизни – это отнюдь не
только внешние атрибуты в виде всевозможных комитетов и
комиссий, в которых позволено заседать ученикам. Демократизация
- это в первую очередь свобода выбора для учащихся в рамках
основного своего школьного дела – учения. Выбора содержания,
глубины, форм, а в определённых рамках и сроков выполнения той
или иной учебной задачи. Дифференциация обучения не должна быть
дифференциацией учеников, а значит, она должна определяться не
волей учителя, объединяющего детей в группы по способностям и
прилежанию. Ученик САМ должен поставить себе планку на
достижимой высоте, в рамках существующих возможностей
сформировать стратегию и тактику учебной деятельности.
Деятельность составляет основу процесса познания, только в
рамках компетентностного подхода можно не только дать знания, но
и обеспечить на их основе успешность выпускника школы в
профессии, в жизни.
Любая методическая система не может не развиваться. При
этом важно учитывать ценность школьной традиции,
устоявшейся практики, которая в значительной степени
характеризует лицо школы, в то же время, олицетворяя собой
постоянство, стабильность, незыблемость нравственных
устоев науки, её естественного и неотвратимого развития.
Незыблемость основ – это необходимое ощущение для каждого
человека, тем более для ребёнка и, особенно в период
кардинальных реформ, когда, казалось бы, всё меняется, всё
переоценивается.
С другой стороны при всей ценности традиции, диалектика такова,
что школьный курс физики должен меняться и
содержательно и методически,
потому что меняется, развивается физика как наука,
меняется общество, совершенствуется техника, открывая новые
возможности. К тому же чувство нового, стремление к
совершенству должно быть присуще каждому человеку, тем более
молодому, только начинающему жить. И, конечно, учителю.
С интегрированием России в мировую экономику резко возрос поток
научно-технической информации, современная
профессиональная деятельность становится невозможной без
овладения информационными технологиями. Именно школа может и
должна готовить ребят к жизни в условиях информационного
общества. Информатизация преподавания основ наук
становится насущной необходимостью, предоставляя в то же время
неограниченные возможности для совершенствования самого
преподавания.
Образовательное учреждение не может оставаться в стороне от
приоритетов развития образовательной системы в целом.
Введение предпрофильной подготовки, создание элективных
курсов, в том числе на стыке физики и математики, физики и
технологии, физики и биологии и т.д. становится условием
присутствия школы в едином образовательном пространстве региона,
средством актуализации преподавания предмета в современных
условиях.
Разумеется, совершенствование педагогической системы обучения
физике происходит по самым разным направлениям, поэтому
целесообразно говорить о самых важных,
системообразующих изменениях.
Главным образом работа по совершенствованию методики
направлена на усиление эффективности, индивидуальной
направленности обучения. Проводится постоянно, в частности,
работа по созданию дополнительного оборудования для физического
эксперимента, которая ведется на протяжении многих лет.
Многие из конструкций и методика их применения описывалась нами
в журнале «Физика в школе»: действующие модели, доработка
серийного оборудования. За последние годы
был создан опыт практической работы с такими устройствами
на уроке по индивидуальным заданиям, пример этого
можно увидеть на очень многих уроках.
1. Практические навыки.
Ученики
выполняют лабораторную работу;
2.
Диафильмы в кабинете переведены на цифровую основу. Эту работу
делают ученики-энтузиасты
Действующая модель поршневого
насоса (раздаточный материал для практических работ)
Как заполнить бланк аттестата без
специальной программы
"Урок
цифры-2029" в 7 классе
"Учитель - это творческое призвание. Нужно растить Эдисонов!
Страницы
1,
2
На главную
Карта сайта
Список
статей
Материалы для урока |