|
ПОЛЕЗНЫЕ
СОВЕТЫ. ОБМЕН ОПЫТОМ.
В.П. Лях
Щи из топора или как заполнить аттестаты 2014 года
Довольно часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда уместна фраза "не было
бы счастья, да несчастье помогло!" Так случилось, например, в начале
июня 2014 года, когда подошло время заполнять бланки аттестатов для
выпускников. Дело в том, что управленцы наверху не привыкли морочить
себе голову проблемами непосредственных исполнителей их решений в
школах. Так вышло и на этот раз. Трудно сказать в связи с чем, но
образцы документов об образовании были в начале года изменены. В феврале
вышел приказ о правилах заполнения бланков, причем там предлагалось
использовать довольно экзотический шрифт Lazurski, которого нет в
стандартном офисе, но он был раньше в одной из программ заполнения
бланков. Это приказ от 14 февраля 2014 г. N 115 " ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ, УЧЕТА И ВЫДАЧИ АТТЕСТАТОВ ОБ ОСНОВНОМ ОБЩЕМ И
СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ И ИХ ДУБЛИКАТОВ, он был зарегистрирован в
Минюсте России 3 марта 2014 г. за N 31472, а до школ дошел в конце
марта. Но и это, как говорится, ещё не всё. Приказ Минобрнауки от
17.04.2014 г. № 329 заменил шрифт Lazurski шрифтом Times New Roman.
Никаких рекомендаций по использованию программ для заполнения новых
бланков не последовало и заданий на их разработку, по-видимому, дано не
было. Говорят, что теперь это прерогатива издательств, печатающих
бланки. Но, естественно, за месяц издательства программ не создали, а
частные конторы, если и создали, то не успели обеспечить маркетинг. В
итоге все предложения потерялись в море Интернет -страниц с
предложениями "новых" программ, на деле оказывающихся софтом 2010-12
годов, предложений купить кота в мешке за 1700-3000 рублей, среди
которых наверняка полно жульнических и вирусных.
В нашей школе с самого начала печатного заполнения бланков
использовалась программа "Аттестат-экспресс", постепенно обновленная до
версии 1.9. фирмой "Армрегистр". Эта фирма обещала на своем сайте
разработать обновленную программу в мае, потом назывался срок 1 июня, и
в итоге от своих слов эта контора отказалась и перестала отвечать на
письма. Как быть, что делать?!
И тут самое время вспомнить другую русскую поговорку - "голь на
выдумки хитра". Да, национальный характер никуда не денешь даже в таком
современном деле, как информатизация.
Дело несколько упрощается тем, что теперь мы ведем электронные
журналы, и все оценки уже есть в базе. Остается только заполнить сами
бланки, но так, чтобы все совпало с трафаретом до мелочей.
Сначала попробовал рисовалку Paint из Microsoft Office. Сканируем
бланк, который нужно заполнить и затем скан открываем в графическом
редакторе. Рабочее поле совмещаем с изображением бланка, отмечаем
координаты нижнего правого угла. Удобно то, что в программе можно
наложить координатную сетку и отметить координаты углов текстовых
полей. Далее, открываем программу, задаем такое же рабочее поле и в
нужных координатах наносим текст. Далее, пробуем печатать на
сканированных копиях, а затем... Впрочем, надо признать, что описанные
манипуляции не для "средних умов" и можно поискать способ попроще.
Попробуем создать макет в программе Excel из того же Microsoft
Office. Задаем таблицу из двух половин, соответствующую по размерам
печатному бланку, тоже состоящему из двух половин. В каком месте
страницы разместить таблицу - зависит от модели принтера, нужно исходить
из удобства размещений бланка для печати. Пробуем печатать на
сканированную копию и передвигаем границы до совпадения с границами
бланка и линией сгиба. Далее, размещаем примерно нужный текст в нужных
местах. Опять печатаем на копию бланка и корректируем положение текста
на компьютерном макете. Передвигать текст можно меняя строчки и столбцы,
а также перемещая их инструментами программы. После двух-трех коррекций
макет готов. Далее, можно его использовать, впечатывая данные нужного
ученика, а можно заготовить такие макеты на каждого выпускника заранее.
И, наконец, способ, оказавшийся самым простым и доступным.
Открываем текстовый процессор Word 2010 или другой. Страницу делаем
"альбомной". На эту страницу вставляем таблицу из двух ячеек,
растягиваем на нужный размер. Вкладыш имеет размеры, близкие к А4,
поэтому есть смысл с него и начать, как с более простой работы. А текст
для аттестата лучше расположить так, как показано на рисунке.
Впрочем, это, наверное, может зависеть от конкретного принтера. Сначала
все надписи делаются в таблицах, делается пробная печать на
сканированных копиях, а затем, когда все уже готово, границы таблиц
убираются, чтобы при печати их не было видно. Шрифт оценок на
приложении, как показывает опыт, можно взять 12 п (рекомендовано не
менее 9п), а для ФИО выпускника - 18п (рекомендовано не более 20п). Ниже
приводятся для наглядности примеры оформления печатных макетов.
Конечно, использовать специальную программу бывает удобнее. Но,
согласитесь, в некоторых случаях предложенный простой и эффективный
способ, подходящий практически для любых бланков, может оказаться
весьма и весьма полезным.
1. Титульный лист аттестата
об основном общем образовании. Контуры таблицы пока не убраны.; 2.
Титульный лист аттестата об основном общем образовании. Контуры таблицы
убраны, макет готов; 3. Титульная сторона приложения к аттестату об
основном общем образовании, контуры таблицы пока не убраны; 4. Оценочная
страница приложения к аттестату. Контуры таблицы пока не убраны; 5.
Оценочная страница приложения к аттестату. Контуры таблицы убраны, макет
готов; 6. Заполненный бланк
|
|