Вообще эксперименту – и демонстрационному, и
лабораторно-практическому, практической
направленности обучения физике в школе традиционно уделяется
особое внимание. Это связано не только с пониманием физики, как
науки экспериментальной, но и с дидактической задачей
сделать обучение физике привлекательным для учащихся,
эффективным не только с точки зрения хороших оценок, но и
в плане практической применимости полученных знаний в
каждодневной практике учащихся. С этим связано формирование
ключевых, жизненно важных компетенций: умения измерять,
интерпретировать результат, округлять полученные величины в
соответствии с точностью измерений, оценивать эффективность и
границы применимости технических устройств, режимы их работы и
т.д. Основная идея нашей методики: «каждый ученик должен
быть успешен». Он должен иметь возможность испытывать
состояние успеха при изучении курса физики: хорошо
прочитанный реферат (есть хорошая библиотека с массой
энциклопедических и специальных изданий, есть
Интернет), хорошо изготовленный прибор, пособие, тест,
веб-страница, презентация, иллюстрация и т.д. и т.д.). Не
прокрустово ложе железобетонных приоритетов, а как можно
больший спектр возможных инициативных действий ученика по
освоению курса. Для этого должны быть условия: внеклассная
работа по предмету, групповые консультации, возможность работы
за компьютером. «А можно я сделаю то-то и то-то»,- спрашивает
ученик. «Конечно»,- отвечаем мы и думаем, как ему помочь, чтобы
был успех. Он этого хочет, это наиглавнейшее условие. А
потом на этом мы построим все остальное. Сделал прибор –
разберись каковы принципы его работы. Разбирается чаще всего.
Скачивать рефераты у нас давно уже не модно. Крутизна в том,
чтобы найти свое, чтобы было неожиданно, интересно, ново.
Контрольные работы известны заранее, но они рейтинговые с
большим числом заданий. Можно подготовиться, списать нельзя.
Есть огромное количество заданий на компьютерах кабинета. По
сети можно смотреть этот каталог и с других компьютеров школы:
сканированные диафильмы, таблицы, видеоролики, тесты и много
всего. У каждого ученика собственная папка выполненных заданий.
Проводится работа по
совершенствованию структуры курса физики. Изучение разделов
«Электромагнитное поле»(8класс) и «Электромагнитные явления»(9
класс), в которых учебный материал в известной степени
дублируется, построено по-разному, отобран различный
экспериментальный материал, предусмотрены различные практические
задания, работающие на всестороннее развитие учащихся. Как и
раньше, много внимания уделяется межпредметным связям.
Относительно лабораторных работ в
школе уже несколько лет реализуется идея о подчинении
лабораторных и практических работ идее генерализации
фундаментальных понятий физики. Одним из них, безусловно,
является понятие вещества. Этой теме была в свое время посвящена
статья в журнале «Физика в школе», сейчас на основе идеи
статьи разработан информационно-методический комплект для
учащихся по теме
«Строение
вещества». Пока разработана первая часть – «Плотность
вещества». В этой работе принимали участие
ученики, они же охотно работают с пособием. Пособие участвовало
в областном конкурсе.
Новый элемент учебного плана, появившийся в последнее время –
элективные курсы предпрофильной подготовки. Это
обязательные курсы, которые учащиеся выбирают сами из имеющегося
в школе «комплекта», это определяет индивидуальную
образовательную «траекторию» для каждого школьника. На сайте
приводится один из курсов предпрофильной подготовки,
разработанный автором и реализующий идею повторения и
обобщения курса физики основной школы через математический
аппарат курса.
СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ.
На протяжении многих лет все учащиеся школы, изучающие физику,
успешно осваивают учебный курс, имеют соответствующие
умения и навыки, в том числе навыки практической работы с
оборудованием. В малокомплектной школе, где мало учеников
и все дети работают в одном классе независимо от уровня
способностей должны быть несколько другие. Если в классе
10 человек, то неявка одного – это 10%, так что объективности
немного. В 2006-07 учебном году выпускники имели по физике 100%
обученность и 100% качество обученности. Мы более склонны
считать показателем характер выбора профиля дальнейшего
обучения. Он стабильно более, чем на 50% за техническими
профессиями. График приведен в качестве иллюстрации, в
дальнейшем результаты были в рамках этих же значений
Рис. 1 Процент учащихся, осваивающих программу на уровне
выше стандартного
Рис. 2 Процент выпускников, выбирающих после школы технический
профиль
1. Слайд для урока. "Каждый охотник желает знать где сидит
фазан" 2. Слайд для урока. Схема расположения планет Солнечной
системы