ШКОЛА ФИЗИКИ
персональный сайт учителя физики
ЛЯХ ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА
 

 


Визитка ИсторияФизкабинет МетодикаКружки   Гостевая книга

Главная

КУРСЫ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

С 4  по 16 февраля 2008г в г. Белая Калитва в помещении МОУ СОШ №6 проходили курсы учителей физики по проблеме "Достижение нового качества образования в условиях выбора". Очень интересные и плодотворные занятия провела доцент кафедры математики и естественных дисциплин РОИПК и ПРО к.п.н Марина Сергеевна Атаманская.

Роль личностно-ориентированной дидактики в школьной реформе физики.

Модернизация школьного физического образования осуществляется в последние годы не только в России. Всемирной известностью пользуются созданные в США и Англии новые учебники по физике, такие, как PSSC и Harvard Project, Nuffield Science Physics. Впечатляет проект нового стандарта школьного физического образования, опубликованный в 1995г. в США Национальной ассоциацией учителей естествознания. В России Программа модернизации физического образования реализуется с 2001г. Она изменила представление о возможностях российских школьников, обучаемых в условиях выбора профиля, но предъявила к учителю требования основательной интеграции методов физики, педагогики и психологии. Для ее успешной реализации необходимо новое видение, заключающееся в том, что трансляция физических знаний, востребованных в условиях профильной школы, возможна только на основе достижений науки в области развивающего и личностно-ориентированного обучения. Этому и была посвящена работа учителей физики на курсах.

Занятия проводит М.С. Атаманская  Перерыв "Рефлексия" по прослушанной теме  

Несмотря на тот примечательный факт, что в российских образовательных проектах прослеживаются поиски оптимальной структуры учебных курсов и методов обучения в соответствии с методологией науки, значимых изменений в качестве физического образования по-прежнему нет. Проверки знаний российских школьников внутри страны (результаты ЦТ и ЕГЭ за 2002-2007г.г.), а также сравнительные международные исследования показывают, что учебно-воспитательные возможности обучения физике реализуются не в полной мере. Анализ конкретного опыта проведения ЕГЭ по физике в Ростовской области (2002-2007г.г.) свидетельствует об отсутствии развивающего характера обучения в массовой школе, неготовности учителей решать личностные задачи школьников. Недостатки в подготовке учащихся связаны с отсутствием представления о модельном отражении действительности в сознании школьников, а также навыков «мыслить моделями» и на этой основе объяснять физические явления, предвидеть, предсказывать.

М.С. Атаманская     Защита творческой работы    Во время занятия

Как отмечает В.Г.Разумовский, недостаткам в школьном физическом образовании есть объяснение: повсеместное использование «мелового подхода» в обучении привело к деформации научного метода познания физики, овладевая которым ученик на уроке может и должен пройти весь путь от наблюдения явлений и выдвижения гипотезы до построения модели и проверки ее на практике. «Меловой подход», основанный на подаче готового знания учителем, по сути, отстранил учащихся от личностной работы над самостоятельным приобретением чувственного опыта, обогащением и связыванием новых фактов в целостную картину и совершенно лишил ученика возможности самостоятельно интерпретировать наблюдаемые факты. Результаты тестирования убеждают, что самый низкий процент успешности оказывается как раз по тем разделам курса физики, которые невозможно усвоить без самостоятельного наблюдения и экспериментирования.

Перерыв, но работа продолжается...    Создается модель учебного текста  Фото на память

Идея сходства механизма открытия нового знания учеными и учащимися на основе интуиции легла в основу эвристического метода обучения, названного методом графических образов. «Графическое» в данном методе выполняет роль дидактической модели перехода от незнания к знанию, позволяющей учителю совместно с учащимися конструировать новую предметную реальность и обеспечивающей содержание перехода от непонимания к пониманию. Графический образ – это не поясняющий рисунок, а результат совместной деятельности учителя и учащихся по реконструкции содержания познавательной ситуации с целью открытия физического смысла. В процессе конструирования в «графическом» создается сходство по смыслу с той идеей, которая заложена в содержании ситуации. «Графическое – не только результат мышления, но и средство мышления. По сути, это начало построения модели изучаемого, позволяющее занять ученику новую интеллектуальную позицию, переживая содержание и приближаясь к объекту изучения. Неправильное понимание учеником явления или попросту, «непонимание» переводится учителем в «неверные»  (с точки зрения предметной логики) модели, что позволяет развертывать диалог с учащимися и способствует развитию ориентировочной основы в осуществлении выбора. «Непонимание» как элемент содержания становится модельным средством, которое принципиально изменяет ситуацию общения с детьми и создает условия для их активизации и развития. Перевод интуитивных ответов учащихся, не соответствующих логике развертывания предмета, в «неправильное» с позиции учителя является эвристическим приемом, позволяющим расшатать привычные представления и облегчить восприятие нового знания. Таким образом, на уроках физики, создаются оптимальные условия для самостоятельного добывания физических знаний и освоения учащимися научного метода познания.  (Выдержки из статьи М.С. Атаманской)   В последний день работы курсов автор этого сайта в течение полутора часов защищал свой проект "Моделирование как средство развития мышления учащихся при изучении физики", а также провёл презентацию сайта "Школа физики". М.С. Атаманская подарила автору свою книгу с дарственной надписью, а 14 марта состоялось еще одно выступление по этой же теме, уже перед слушателями курсов учителей физики в Ростовском ИПКиПРО. После этого было еще выступление по подобной теме  на заседании городского МО учителей физики 28 марта, которое прошло в СОШ № 6.  Позже, в мае эта презентация (правда доработанная и расширенная) заняла второе место на региональном конкурсе электронных приложений к уроку. Так что курсы были исключительно плодотворными и дали новый импульс творческой активности.     2008г, Лях В.П

Брошюра М.С. Атаманской (методическое пособие) 27августа2008г М.С. Атаманская вручает Почетную грамоту Лях В.П.

Оценка знаний по физике (читать)    ЕГЭ 2008, 9 класс (читать)

  PS. Весной 2009 года мы вместе с учителем информатики СОШ№7 были приглашены на семинар в ИПКиПРО, участвовали в обсуждении новых учебников, а еще позже, осенью этого же года с этим  же учителем участвовали в межрегиональной конференции, посвященной информационным технологиям, "ИТО-2009", где мой доклад на  тему создания и использования графических образов  занял второе место на секции преподавателей физики и математики. В 2012 году по разным причинам я не участвовал в работе этой конференции, а в 2011 году участвовал, но не выступал с докладом. Мария Сергеевна Атаманская, к сожалению, перешла на другую работу и о её дальнейшей работе над интересной и плодотворной темой пока ничего не слышно.   В мае 2013г прошли очередные курсы учителей физики. Добротные, полезные, но не такие блистательные. Роль творческой личности велика не только в истории.

PS. Эту статью мы сохраняем на сайте как исторический материал и дань уважения М.С. Атаманской, немало сделавшей для развития методики преподавания физики в школе.

      На главную       Карта сайта       Список статей

                
Лаборатория
Публикации
Ссылки
Гостевая книга
Материалы к уроку
Школа физики
 Сайт школы

Заключительные уроки по теме " Теплота" и разделу "Электричество"

Информационно-методическое пособие для учащихся по теме "Строение вещества"

Связь преподавания физики и биологии

Литературные материалы в обучении физике

Анимации моделей

Прибор для демонстрации независимости действия сил

 Домашняя экономия 

 Анекдоты

 
 
 

 

 
 
 
 

Визитка ИсторияФизкабинет МетодикаКружки   Гостевая книга