Главная |
ФИЗИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ
стр.1
О занимательности.
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса,
одной из самых значимых является идея формирования и развития
познавательного интереса учащихся. Эта идея служит поводом отыскания
таких средств, которые привлекали бы к себе учеников, располагали бы их
к совместной деятельности с учителем. Считается, что интерес выступает
как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все
психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность
становится увлекательной и продуктивной. Особой и важной областью общего
проявления интереса является познавательный интерес. В самом общем
определении, это избирательная направленность личности, обращенная к
области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения
знаниями. Ценность познавательного интереса состоит в
тенденции человека углубиться в суть познаваемого.
Очень важно сделать
так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и
однообразное занятие. Ведь наличие у учеников интереса к предмету
является предпосылкой для появления более сложной его разновидности -
познавательного интереса. А познавательный интерес способствует
активности учащихся на уроках и росту качества знаний. Все это отражает
актуальность проблемы развития познавательного интереса школьников для
современного построения учебного процесса.
Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности.
Занимательность - прием, который, воздействуя на чувства ученика,
способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к
активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Есть те, кто
считает занимательность помехой учению, видят в ней элементарный уровень
интереса, возникающий под влиянием яркости впечатлений. Такой интерес
нестоек, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Однако,
есть и другие, которые считают занимательность неотъемлемой
принадлежностью интересного обучения, видят в ней сильное средство,
обостряющее все процессы, свойственные интересу. В нашей работе
занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к
предмету или процессу изучения, которое способствует переходу
познавательного интереса со стадии ситуативного, эпизодического
интереса, на стадию устойчивого познавательного интереса.
При этом важно правильно понимать занимательность, как фактор,
влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования
таких приемов, и применять их на уроке в комплексе с другими
дидактическими средствами. Проще говоря, все хорошо в меру и, как
говорят медики, нужно соблюдать дозировку. Только тогда это будет
способствовать приближению научных истин к пониманию учеников,
способствовать лучшему протеканию познавательных процессов. Одним из
приемов, направленных на формирование познавательных интересов, являются
физические фокусы.
Зачем нужны фокусы. Фокусы,
фокусники всегда окружены неким ореолом загадочности, тайны и мало
найдется людей, кто не стремился бы разгадать секреты их манипуляций. К
тому же это всегда красиво, эстетично, артистично и привлекательно,
хорошему артисту всегда хочется подражать. (Вполне возможно, не любой
учитель, в силу своих личностных особенностей, может эффективно
использовать этот прием). Трудно переоценить значение такой
ситуации на уроке, когда ученик искренне стремится объяснить
увиденное, которое мы ему преподносим как фокус, на основе знаний по
предмету. Это, разумеется, может создавать и проблемную ситуацию,
когда знаний недостаточно и нужно искать ответ в учебнике. Такой
работе всегда есть место во внеклассной работе, когда уже ученик
выступает в роли фокусника и только безнадежный непрофессионал не увидит
в этой работе огромного воспитательного потенциала. Мы используем
физические фокусы давно и постоянно, это одна из самых веских
составляющих поддержания интереса к предмету, к учению вообще. Это одна
из возможностей успешности для ученика: он прекрасно показывает фокусы с
физическим содержание, умеет их объяснить, он себя позиционирует как
заметную фигуру в школе. Чем больше подобных возможностей для ребенка
быть успешным, тем выше адаптивный потенциал школы, предмета,
учителя. Это важнейший постулат нашей методики обучения физике.
Что такое физический фокус? Это, чаще
всего, тот же демонстрационный эксперимент, но показанный проблемно,
может быть парадоксально, с необычным антуражем, в необычной ситуации и
"упаковке". Это могут быть и классические фокусы, в которых есть
физическое содержание, и манипуляции с типовым оборудованием,
оформленные как фокус. Например: показываем падение различных тел в
заранее откачанной трубке Ньютона. Дети поражены: шарик и перышко камнем
падают вниз одновременно. Но стоит учителю сделать "волшебные пассы" - и
все идет привычно. Иногда ответ находят сразу. Иногда после рассмотрения
теоретического материала. Но интерес в обоих случаях стойкий и
неподдельный. Описаний такого рода фокусов достаточно много, нечего
и пытаться описать их все. Но несколько привести, наверное, нужно.
Прокалывание стеклянного
пузырька (тема "Атмосферное
давление")
Все чудеса, как
говорят знающие волшебники, требуют тщательной подготовки. Этот фокус я
видел в одной из школ города Таганрога, во время учебы в институте.
Показывал его известный в те годы в городе учитель Атаманченко.
Пузырек лучше использовать небольшой с герметичной крышкой. Надфилем
протачиваем в ребре дна пузырька маленькое отверстие. Это потребует
некоторого терпения. Пузырек с водой стоит на демонстрационном
столе. В нужный момент урока, обычно перед объяснением материала, мы
берем его и показываем фокус. Втыкаем в дно тонкую проволочку и
показываем детям на просвет, что она внутри пузырька, потом вытаскиваем
ее. Кто-то говорит, что там отверстие. Другие возражают: "вода бы
выливалась". Но после изучения материала, когда демонстрируется ливер,
пипетка, уже все понимают секрет фокуса. Дети с удовольствием повторяют
фокус дома.
"Фонтан"
в пробирке (тема "Атмосферное давление")
В пробирку вставлен на эпоксидном клее с цементом
наконечник от старого стеклянного шприца, на который надет отрезок
трубки. Эта пробирка используется не только для фокуса. С ее помощью
показываем изменение объема воздуха при теплообмене: из трубки выходят
пузырьки воздуха или наоборот заходит вода.
А фокус такой: заранее откачиваем воздух и трубку
плотно заворачиваем, одевая проволочное кольцо. В нужный момент достаем
пробирку из стола как самую обычную, показываем, маскируя завернутый
конец. Затем незаметно снимаем кольцо и опуская конец трубки в кювету с
водой показываем фонтан. Выглядит это довольно эффектно. Конечно,
ученики раньше или позже догадываются, что пробирка была откачана.
Но это и замечательно.
"Исчезновение" воды в учебнике
(тема
"Сообщающиеся сосуды")
Этот
фокус очень эффектен, всегда поражает учеников и вызывает трудности с
объяснением, хотя он весьма прост. Подготовка его потребует времени,
которое окупится сторицей. Сначала берем брошюру, в которую будем
"заливать" воду. У нас это журнал "Юный техник", в котором,
кстати, и был описан много лет назад этот фокус, был и журнал "Квант".
Учебник (хоть это и выглядело бы максимально достоверно) лучше не брать:
твердая обложка мешает нащупывать заливное отверстие. После того, как
книжка выбрана, делаем полиэтиленовый карман. Из упаковочного пакета или
лучше из двойного полиэтилена потолще (например, пленка для теплиц)
делаем карман размером несколько меньше страницы, чтобы потом его
вклеить между страницами. Склеить пленку нужно термическим способом (
краем утюга, паяльником, выжигателем, аппаратом для упаковки), соблюдая
противопожарные меры. Сначала пропаять контур, оставляя небольшое
отверстие, затем пропаять перегородку (см. рисунок). Выглядит опыт так.
В нужный момент урока берем журнал из стопки подобных, якобы случайным
образом. Показываем его, бегло пролистав. Затем, продолжая говорить,
незаметно нащупываем в торце, ближе к переплету заливное отверстие,
вставляем туда палец и расширяем его. Заливаем в книжку, якобы между
страниц воду, медленно поворачиваем книжку (при этом вода переливается в
другое отделение, за перегородку. И - о чудо, глаза отказываются верить-
вода не выливается. Мы (избегаю говорить "я") показываем этот фокус
после изучения материала, дети думают над ним дома. Можно показать его и
в начале урока, но для создания проблемной ситуации, представляется,
этого слишком много. Ученики часто не могут нащупать связь изученной
темы и показанного фокуса. А дома никто не торопит, подключаются папы и
мамы, всем интересно. Ну и хорошо...
Еще несколько примеров.
Волшебная монета.
Положим монету на изогнутую посередине и поставленную вертикально
открытку, затем медленно и осторожно будем раздвигать стороны открытки,
выпрямляя ее в исходное положение. Монета сохраняет равновессие
и не падает (силы трения покоя, возникающие в точках опоры монеты на
открытку).
Картезианский водолаз. Возьмем пластиковую бутылку (1.5-2.0 л -
смотрите
фото)
с пробкой и заполним ее почти доверху водой. Опустим в бутылку
опрокинутый небольшую, лучше стеклянную пробирку или пузырек от таблеток
подходящего диаметра, частично
заполненную водой с таким расчетом, чтобы пробирка плавала "вверх дном"
в незакрытой бутылке. Можно для удобства использовать бутылку с более
широким горлышком, например, от украинского сока "Биола". Запускать
пробирку внутрь лучше в перевернутую и прикрытую пальцем бутылку.
Затем плотно завинтим пробку, и система готова. Сожмем бутылку руками
-водолаз начнет погружаться. Отпустим - он поднимется "со дна" к
поверхности. Поупражнявшись, можно добиться того, чтобы он зависал на
любой глубине. Кстати, этот опыт можно показать совершенно иначе,
как его показывали наши дедушки и бабушки. В обычную стеклянную бутылку
наливаем воду доверху и опускаем на воду несколько спичечных головок,
обломанных почти у края головки, слегка варьируя длину обломка.
Затыкаем горлышко бутылки плотно пальцем и нажимаем на воду( спичкам
иногда лучше дать слегка поплавать, но не обязательно). И спичка,
как водолаз, идет ко дну. Нажмем сильнее - за ней следует другая и т.д.
Вероятно этот вариант имеет больше "фокусности", да и показать его в
быту просто.
"Антигравитация". Берем две пробирки разных
радиусов, причем такие, чтобы меньшая входила в большую с небольшим
зазором (0.5-1 мм). Нальем в большую пробирку воды и вставим в нее
меньшую, вытеснив при этом часть воды и, перевернув систему, отпустим
меньшую пробирку. Маленькая пробирка начнет сначала медленно, потом
быстрее втягиваться в большую, вытесняя воду. Вытряхнуть ее оттуда будет
непросто.
"Бездонный стакан" Возьмем непрозрачный стаканчик
(вполне подойдет баночка из-под йогурта) и выльем в него
10-20 гр. воды. Вода при этом выливаться не будет. Повторим процедуру
еще раз и еще раз. Вода выливаться не будет. Однако после очередного
выливания вдруг, неожиданно для зрителей, из стаканчика начнет
выливаться (в заранее приготовленный сосуд) практически вся вода, до
последней порции. Все дело во внутреннем сифоне. Для изготовления
игрушки проделайте в дне стаканчика от йогурта отверстие и плотно
вставьте в него (на суперклей или "холодную сварку") гибкую
гофрированную соломинку от сока. Верхний конец соломинки согните, как
можно ниже ко дну. Теперь понятно, что стаканчик будет "держать" воду до
уровня изгиба соломинки. А при его превышении сифон освободит стакан.
Поэтому варьируя положение изгиба, можно легко менять "емкость" стакана.
Шарик в бутылке. Пустая стеклянная бутылка, надувной шарик,
перчатка, 20-30 гр. воды и спиртовка. Нальем воду на донышко, доведем до
кипения. Во время кипения снимем рукой в перчатке и плотно наденем на
горлышко надувной шарик. Поставим бутылку на нехолодную сухую
поверхность. Шарик сначала увеличится, потом уменьшается в размерах и
втягивается в бутылку.
Сжатие банки. Жестяная банка от напитка, проделать небольшое
отверстие, удалить содержимое. Залить в банку немного воды, нагреть,
затем быстро закрыть отверстие пробкой (например, деревянным
чопиком) и опустить банку в холодную воду. Банка будет сжиматься.
Несгораемый платочек. Ассистенты натягивают носовой платок за
концы, подобно батуту. Предварительно, поставив на зажигалке режим
максимального горения, зажгите и поднесите к краю платочка (но так,
чтобы пламя не касалось платка). Резко и аккуратно внесите зажигалку под
платок так, чтобы "сопло" газового баллончика слегка натягивало платок
снизу. Пламя продолжает гореть над платком в то время, как зажигалка
находится под ним. В процессе не забывайте двигать рукой с зажигалкой
под платком, чтобы область горения не оставалась в одном месте, очень
удобно делать спиралевидные движения. Через 10-15 секунд выключите
зажигалку и дайте потрогать платок. Он останется холодным. Эффект делает
невозможным плотная и непористая материя, время фокуса 10-15 секунд и
обязательно холодная часть пламени.
Страница
1,
2
На
главную
Карта сайта
Список статей |
|