|
ВИРТУАЛЬНЫЕ
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ
Идея этой страницы возникла в результате открытого урока физики, который
был проведен в конце 2008-09 учебного года по настойчивой просьбе
руководителя методического объединения учителей естественных наук
нашей школы Лях Аллы Павловны. Она попросила, чтобы на этом уроке было
отчетливо видно как решаются с помощью программных средств дидактические
задачи, которые не могут быть решены так же эффективно
традиционными приемами. То есть урок носил отчасти пропагандистский,
рекламный характер.
В период раздумий над идеей такого
урока мне и попался в уютном магазинчике белокалитвинской фирмы "ДС-Технология"
компакт-диск "Виртуальные лабораторные работы". Купил, просмотрел, идея
понравилась. Так и появился этот открытый урок, который не просто всем
понравился, но присутствовавшие на нем учителя сами захотели выполнить
работу.
Нужно, впрочем, отметить, что на диске немало ошибок и шероховатостей
как физического характера, так и программного. Но они не мешают
сколько-нибудь опытному учителю дополнить алгоритм выполнения работы,
чтобы нейтрализовать недоработки разработчиков. В частности в
работе"Выяснение условий равновесия рычага" нужно учесть, что "снимать"
груз с уравновешенного рычага можно не всегда , иначе программа
зависнет. После последнего измерения грузы лучше оставить на
рычаге.
В работе "Измерение выталкивающей силы" заложена
неверная размерность: объем берется в миллилитрах, но в формуле
используется g=9,8 Н\м. Чтобы получился верный результат, нужно делить
на 1000, причем не в любом месте ("от перестановки мест
сомножителей..."), а только в конце, такова программа.
Нет смысла перечислять все "косяки", не
сомневаюсь, что разработчики их быстро исправят, но рекомендовать этот
диск для использования коллегами, думаю, стоит уже сейчас. Не у всех
есть навороченный и дорогой "L-micro", а этот диск - доступная и весьма
эффективная возможность виртуального эксперимента.
Не знаю, нужно ли говорить о том, зачем это
необходимо, если есть натурный эксперимент. Всегда есть люди, готовые
озвучить банальную истину о том, что если ученик не потрогает реальные
приборы, не увидит проявления физических законов эмпирическим путем, то
"настоящей" физики не поймет никогда. Не рискнул бы с этим спорить.
Естественный путь познания именно таков - от практического опыта к
научным обобщениям, а затем опять к практике, чтобы проверить истинность
теоретических знаний. Вопрос в том, насколько эффективно проходит этот
путь ученик в современной школе, насколько он готов в результате учения
делать самостоятельные выводы, прогнозировать, создавать новое знание на
основе полученного. В конечном итоге, насколько он готов к жизни в
современном обществе, которое мы в числе важнейших критериев определяем
как информационное.
Одно из важнейших условий успешного освоение физической
науки, как и вообще естественных наук, является умение моделировать. Нет
смысла приводить здесь цитаты видных людей, поскольку вывод этот уже
можно считать очевидным. Большинство проблем со сдачей ЕГЭ по
физике связаны именно с неумением моделировать и оперировать модельными
представлениями. Именно информационные подходы, или, как принять
говорить, информационные технологии дают учителю уникальную возможность
абстрагироваться от конкретного прибора, инструмента, в обобщенном виде
"пощупать" явление, устройство, закономерность и сделать выводы. В наше
время уже никого, например, не удивишь компьютерной томографией,
использующей цифровую модель. Разработчики работают с информационными
моделями различных технических устройств, позволяющих прогнозировать
поведение реальных устройств в определенных условиях. Поэтому говорить о
том, что в наше время важнее: реальный эксперимент или виртуальный, по
меньшей мере некорректно. Важно и одно, и другое.
Возвращаясь к открытому уроку (тема-"Выяснение
условий равновесия рычага"), скажу, что еще до него была проведена
традиционная фронтальная практическая работа с рычагом-линейкой и
набором грузов. Виртуальную работу ребята выполняли парами, все с
работой справились успешно. Нужно отметить, что в виртуальной работе
предусмотрены теоретические сведения, учащиеся делают выводы, заполняя
таблицы, все это очень ценно и экономит время, делая работу
исключительно продуктивной.
1. Повторение. На экране сведения из
Интернет - учебника; 2. Открытый
урок физики, 7 класс; 3. Начало выполнения виртуальной лабораторной
работы; 4. Индивидуальный подход обеспечен; 5. Все работают
1. Все
работают. Работа идет успешно; 2. Программа зависла, но решение очень
простое; 3. Подведение итогов. Всем понравилось, троек нет!
4. Девятиклассники выполняют лабораторную работу на планшетах мобильного
класса "Аквариус". Открытый урок физики.
Ролик "Виртуальная
лабораторная работа "Определение сопротивления проводника"
На
главную
Карта сайта
Список статей
Материалы для урока
|
|