ШКОЛА ФИЗИКИ
персональный сайт учителя физики
ЛЯХ ВЛАДИМИРА ПЕТРОВИЧА
 

 


Визитка ИсторияФизкабинет МетодикаКружки   Гостевая книга

Главная
Лаборатория
Публикации
Ссылки
Гостевая книга
Материалы к уроку
Школа физики
 Сайт школы
 

Заключительные уроки по теме " Теплота" и разделу "Электричество"

Информационно-методическое пособие для учащихся по теме "Строение вещества"

Связь преподавания физики и биологии

Литературные материалы в обучении физике

Анимации моделей

Прибор для демонстрации независимости действия сил

 Домашняя экономия 

 Анекдоты об образоавании

 
 
 
 
 
 

 

 

Конспект урока по физике

Тема:   Закон Ома для участка цепи, 8 класс, учебник А.В. Перышкина

Урок изучения нового материала, подкрепляемый фронтальным групповым экспериментом.

   Цели урока: образовательная – раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления на участке электрической цепи; развивающая – продолжить развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов, а также формировать умения пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физики для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач; воспитательная – развивать познавательный интерес к предмету, тренировать в рациональном запоминании формул.
Задачи урока: усвоить, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, если при этом сопротивление проводника не меняется и что сила в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению, если при этом напряжение остаётся постоянным; сформировать понимание и способность применять закон Ома для расчета участка цепи; развить умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты демонстрационного эксперимента; выработать навыки  применения закона Ома для участка цепи при решении задач; отработать навыки проверки размерности; отработать навыки соотносить полученные результаты с реальными значениями величин.
Оборудование: лабораторные амперметры и вольтметры из набора "Электричество" L-микро (с двойной шкалой: 0,6 и 3 А; 3 и 15 В), плоские батарейки на 4,5 В, ключ, соединительные провода, резисторы сопротивлениями 4, 6 и 12 Ом (проволочный), мультимедийный проектор, электронная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)
Учитель. Вы уже знаете основные величины, характеризующие протекание электрического тока в цепи. Теперь мы рассмотрим их во взаимосвязи. (Проговариваются тема, цели и задачи урока, слайды 1–3.)
II. Подготовка к восприятию нового материала (6 мин)
Учитель. Повторим, что уже известно о тех величинах, которые входят в закон, который мы будем сегодня изучать. На экране вы видите тестовые задания (слайд 4). Первый вариант отвечает на вопросы, связанные с силой тока; а второй вариант – на вопросы, связанные с напряжением. У вас 5 минут.
Тестовые задания (2 варианта)
1. Какой прибор применяют для измерения силы тока (напряжения)?
а) Аккумулятор; б) амперметр; в) вольтметр.
2. В каких единицах выражают силу тока (напряжение)?
а) Дж; б) В; в) А.
3. По какой формуле можно рассчитать силу тока (напряжение)?
а) работа тока : сила тока;
б) сила тока × работа тока;
в) работа тока × заряд;
г) работа тока : заряд;
д) заряд : время.
4. Выразите: 750 А в миллиамперах (500 В в киловольтах):
а) 7,5 мА; б) 75 мА; в) 0,75 мА;
г) 5 кВ; д) 50 кВ; е) 0,5 кВ;
ж) среди приведённых ответов нет правильного.
5. Изменятся ли показания силы тока (напряжения) если в цепи с последовательным соединением резисторов разного сопротивления амперметр (вольтметр) отсоединить от одного резистора и подсоединить к другому?
а) Да; б) нет.
Критерии оценки (слайд 5): "5" – нет ошибок; "4" –1 ошибка; "3" –3 ошибки; "2" –3 и более ошибок. (Учащиеся выставляют баллы, сверяя свои результаты со слайдом 5.)
Учитель. Всё сделали? Передайте листочки с последней парты на первую, я проверю вашу объективность.
ІII. Изучение нового материала (25 мин)
Учитель. Повторив и систематизировав свои знания, мы переходим к изучению нового материала (слайд 6). А теперь работаем в группах (Учитель заранее составляет 4 равносильные группы по 4–5 учеников с разной успеваемостью).

Заметим, что проводник, обладающий электрическим сопротивлением, называется резистором. На столах у вас есть всё необходимое оборудование, а также схема эксперимента и таблицы. Соберите схему, проведите измерения, заполните таблицы, постройте графики.
Задание для групп 1, 2 (слайд 7).

 


Как зависит сила тока через резистор от напряжения в цепи (см. схему)? Постройте график зависимости силы тока от напряжения.


 Задание для групп 3, 4 (слайд 8).

 


Как зависит сила тока в цепи (см. схему) от сопротивления резистора при постоянном напряжении на его концах? Постройте график зависимости силы тока от сопротивления.


 Учитель: Как зависит сила тока в участке цепи от напряжения в цепи при постоянном сопротивлении этого участка? Какие приборы вы использовали для установления этой закономерности? Какой график получили по результатам эксперимента? Как называется полученная кривая?
Группа 1. Мы получили график прямой пропорциональности между силой тока и напряжением (график). Зависимость силы тока от напряжения в физике называют вольтамперной характеристикой
(ВАХ) элемента (или участка) электрической цепи. С увеличением напряжения на концах проводника (резистора) постоянного сопротивления сила тока в нём возрастает прямо пропорционально.
Учитель (слайд 9.). Запишем – на доске и в тетрадях: если R = const, то I ~ U.
Группа 3. С увеличением сопротивления резистора (проводника) при неизменном напряжении сила тока уменьшается (график).
Учитель. Такой график (слайд 9) называется графиком обратной пропорциональности между силой тока и сопротивлением. Результат опыта: сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, если напряжение на его концах постоянно. Запишем (на доске и в тетрадях, слайд 10): если U = const, то I ~ 1/R.
     Обобщим два полученных группами вывода и запишем итоговую формулу (слайд 11):


 

       Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и от сопротивления этого участка впервые была изучена экспериментально немецким физиком Георгом Омом и называется законом Ома для участка цепи (слайд 12). Он был окончательно сформулирован в 1827 г. Закон Ома читается так: "Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению. (Повторяет несколько раз. Учащиеся записывают формулировку закона в тетрадях.)
     Работу Георга Ома (слайд 13) приняли в Германии. В 1833 г. учёному предложили должность профессора в политехнической школе г. Нюрнберга. Однако за рубежом, особенно во Франции и Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Клод Пуйе на основе собственных экспериментов пришёл к таким же выводам. Хотя сам Пуйе указал, что установленный им закон ещё в 1827 г. был открыт Омом, французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пуйе.
    Запомнить формулу закона Ома, чтобы свободно применять её для решения задач, легко с помощью "треугольника" (слайд 14).

ІIV. Закрепление знаний, умений, навыков (10 мин)
Учитель: А сейчас закрепим закон Ома, решая задачи "по цепочке" (слайд 15):

 


    Подведём итог нашего урока: Какую взаимозависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением на участке цепи мы раскрыли? Какой формулой выражена эта взаимозависимость?
Итак, ребята, мы выяснили, как связаны между собой три параметра электрической цепи: I, U, R. А вот зависит ли сопротивление данного проводника от силы тока и напряжения в электрической цепи, выясните сами. Варианты своих ответов проверьте и обоснуйте, прочитав § 44 учебника и повторив § 42, 43.
V. Домашнее задание. Подведение итогов урока, оценка работы учащихся (2 мин) (Слайд 16): [1] § 44, упр. 21 (1, 2); повторить § 42, 43. По желанию подготовить сообщение о Георге Оме и его законе.

Учитель подводит итог урока, оценивает работу учеников.
Электронная презентация к уроку

       На главную           Карта сайта       Список статей       Материалы для урока    

                

Визитка ИсторияФизкабинет МетодикаКружки   Гостевая книга