Главная |
КУРСЫ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
С 4 по
16 февраля 2008г в г. Белая Калитва в помещении МОУ СОШ №6 проходили
курсы учителей физики по проблеме "Достижение нового качества
образования в условиях выбора". Очень интересные и плодотворные занятия
провела доцент кафедры математики и естественных дисциплин РОИПК и ПРО
к.п.н Марина Сергеевна Атаманская.
Роль
личностно-ориентированной дидактики в школьной реформе физики.
Модернизация школьного физического образования осуществляется в
последние годы не только в России. Всемирной известностью пользуются
созданные в США и Англии новые учебники по физике, такие, как
PSSC
и Harvard Project,
Nuffield Science
Physics. Впечатляет проект
нового стандарта школьного физического образования, опубликованный в
1995г. в США Национальной ассоциацией учителей естествознания.
В России Программа модернизации физического образования реализуется с
2001г. Она изменила представление о возможностях российских школьников,
обучаемых в условиях выбора профиля, но предъявила к учителю требования
основательной интеграции методов физики, педагогики и психологии. Для ее
успешной реализации необходимо новое видение, заключающееся в том, что
трансляция физических знаний, востребованных в условиях профильной
школы, возможна только на основе достижений науки в области развивающего
и личностно-ориентированного обучения. Этому и была посвящена работа
учителей физики на курсах.
Несмотря
на тот примечательный факт, что в российских образовательных проектах
прослеживаются поиски оптимальной структуры учебных курсов и методов
обучения в соответствии с методологией науки, значимых изменений в
качестве физического образования по-прежнему нет. Проверки знаний
российских школьников внутри страны (результаты ЦТ и ЕГЭ за
2002-2007г.г.), а также сравнительные международные исследования
показывают, что учебно-воспитательные возможности обучения физике
реализуются не в полной мере. Анализ конкретного опыта проведения ЕГЭ по
физике в Ростовской области (2002-2007г.г.) свидетельствует об
отсутствии развивающего характера обучения в массовой школе,
неготовности учителей решать личностные задачи школьников. Недостатки в
подготовке учащихся связаны с отсутствием представления о модельном
отражении действительности в сознании школьников, а также навыков
«мыслить моделями» и на этой основе объяснять физические явления,
предвидеть, предсказывать.
Как
отмечает В.Г.Разумовский, недостаткам в школьном физическом образовании
есть объяснение: повсеместное использование «мелового подхода» в
обучении привело к деформации научного метода познания физики, овладевая
которым ученик на уроке может и должен пройти весь путь от наблюдения
явлений и выдвижения гипотезы до построения модели и проверки ее на
практике. «Меловой подход», основанный на подаче готового знания
учителем, по сути, отстранил учащихся от личностной работы над
самостоятельным приобретением чувственного опыта, обогащением и
связыванием новых фактов в целостную картину и совершенно лишил ученика
возможности самостоятельно интерпретировать наблюдаемые факты.
Результаты тестирования убеждают, что самый низкий процент успешности
оказывается как раз по тем разделам курса физики, которые невозможно
усвоить без самостоятельного наблюдения и экспериментирования.
Идея
сходства механизма открытия нового знания учеными и учащимися на основе
интуиции легла в основу эвристического метода обучения, названного
методом графических образов. «Графическое» в данном методе выполняет
роль дидактической модели перехода от незнания к знанию, позволяющей
учителю совместно с учащимися конструировать новую предметную реальность
и обеспечивающей содержание перехода от непонимания к пониманию.
Графический образ – это не поясняющий рисунок, а результат совместной
деятельности учителя и учащихся по реконструкции содержания
познавательной ситуации с целью открытия физического смысла. В процессе
конструирования в «графическом» создается сходство по смыслу с той
идеей, которая заложена в содержании ситуации. «Графическое – не только
результат мышления, но и средство мышления. По сути, это начало
построения модели изучаемого, позволяющее занять ученику новую
интеллектуальную позицию, переживая содержание и приближаясь к объекту
изучения. Неправильное понимание учеником явления или попросту,
«непонимание» переводится учителем в «неверные» (с точки зрения
предметной логики) модели, что позволяет развертывать диалог с учащимися
и способствует развитию ориентировочной основы в осуществлении выбора.
«Непонимание» как элемент содержания становится модельным средством,
которое принципиально изменяет ситуацию общения с детьми и создает
условия для их активизации и развития. Перевод интуитивных ответов
учащихся, не соответствующих логике развертывания предмета, в
«неправильное» с позиции учителя является эвристическим приемом,
позволяющим расшатать привычные представления и облегчить восприятие
нового знания. Таким образом, на уроках физики, создаются оптимальные
условия для самостоятельного добывания физических знаний и освоения
учащимися научного метода познания. (Выдержки из статьи М.С.
Атаманской) В последний день работы курсов автор этого сайта в течение
полутора часов защищал свой проект "Моделирование
как средство развития мышления учащихся при изучении физики", а
также провёл презентацию сайта "Школа физики". М.С. Атаманская подарила
автору свою книгу с дарственной надписью, а 14 марта состоялось еще одно
выступление по этой же теме, уже перед слушателями курсов учителей
физики в Ростовском ИПКиПРО. После этого было еще выступление по
подобной теме на заседании городского МО учителей физики 28 марта,
которое прошло в СОШ № 6. Позже, в мае эта презентация (правда
доработанная и расширенная) заняла второе место на региональном конкурсе
электронных приложений к уроку. Так что курсы были исключительно
плодотворными и дали новый импульс творческой активности.
2008-2020г, Лях В.П
Оценка
знаний по физике (читать)
ЕГЭ 2008, 9 класс
(читать)
PS. Весной 2009 года мы вместе с учителем
информатики СОШ№7 были приглашены на семинар в ИПКиПРО, участвовали в
обсуждении новых учебников, а еще позже, осенью этого же года с этим
же учителем участвовали в межрегиональной конференции, посвященной
информационным технологиям, "ИТО-2009", где мой доклад на тему
создания и использования графических образов занял второе место на
секции преподавателей физики и математики. В 2012 году по разным
причинам я не участвовал в работе этой конференции, а в 2011 году
участвовал, но не выступал с докладом. Мария Сергеевна Атаманская, к
сожалению, перешла на другую работу и о её дальнейшей работе над
интересной и плодотворной темой пока ничего не слышно. В мае
2013г прошли очередные курсы учителей физики. Добротные, полезные, но не
такие блистательные. Роль творческой личности велика не только в
истории.
PS. Эту статью мы сохраняем на сайте как
исторический материал и дань уважения М.С. Атаманской, немало сделавшей
для развития методики преподавания физики в школе.
На
главную
Карта сайта
Список статей |
|