ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ "СВОЙСТВА
ВЕЩЕСТВА"
Об
авторской концепции настоящего пособия
В.П. ЛЯХ
(Ростовская обл., Нижнепоповская основная общеобразовательная школа
К вопросу о формировании понятия вещества
(журнал «Физика в школе», №6, 2000г)
Понятие вещества – одно из важнейших не только в
физике, но и в науке вообще, генерализация этого понятия по мере
изучения курса физики представляется очень важным. Именно из
этих соображений мы исходим в своей работе.
В учебнике физики для VIII класса средней школы
А.В. Перышкина и Н.А. Родиной в лабораторной работе №2 «Измерение
удельной теплоёмкости твердого тела» (М., Просвещение, 1993,с 168)
предлагается измерение удельной теплоёмкости алюминиевого цилиндра и
сравнение её с табличным значением. Между тем содержание работы
можно расширить, усилив
её методологическое значение. Проводя работу, мы ставим перед
учащимися цель определить, из какого вещества изготовлен цилиндр
(используются стальные и латунные цилиндрики из
школьного набора). На предыдущих уроках во время знакомства с
таблицей удельных теплоемкостей ребятам рассказывалось о тепловых
свойствах сплавов (в частности стали и латуни), о том, что удельные
теплоемкости сплавов могут в небольших пределах отличаться в
зависимости от состава.
Во время выполнения школьниками измерений
нужно обратить их внимание на возможную погрешность результата и её
источники (взвешивание, определение температуры, потери теплоты).
Это облегчает работу с таблицей, поскольку учащиеся понимают, что
расчетный результат может несколько отличаться от табличного.
После ого, как сделан вывод, ученикам
предлагается открыть свою тетрадь (все работы оформляются в одной
тетради) с описанием и результатами лабораторной работы №5
«Определение плотности твердого тела» (её они выполняли в VII
классе). Работа №5 даётся в учебнике физики для VII класса А.В.
Перышкина и Н.А. Родиной (например, М., Просвещение,1993,с. 140)
Цель ее – научиться определять плотность твердого тела. Мы расширяем
цель и содержание работы: предлагаем также определить из какого
вещества изготовлено тело. В качестве лабораторных тел даются
те же самые стальные и латунные цилиндрики, о которых говорилось
выше. На предыдущих уроках при знакомстве с таблицей
плотностей учащимся сообщается о свойствах сплавов (в частности,
стали и латуни), о том, что их плотности в зависимости от состава
могут несколько различаться.
При выполнении работы нужно обратить внимание
учеников на источники погрешности результатов (взвешивание,
измерение объёма). Школьники должны понимать, что вследствие
названных причин результат может немного отличаться от табличного.
Это понимание облегчит выбор окончательного ответа.
Найдя в своей тетради описание работы по определению плотности
вещества после расчета удельной теплоемкости, ребята с помощью
учителя не просто повторяют материал, но у них формируется
обобщенное представление о веществе, способах его идентификации.
Учащиеся отвечают на вопросы о способах определения вида вещества.
Как правило, называются цвет, пластичность-упругость и т.д., а
также плотность вещества и его удельная теплоемкость.
Позже, при изучении в VIII классе темы «Расчет
сопротивления проводника», говоря об удельном сопротивлении
вещества, вновь возвращаемся к разговору о свойствах вещества –
теперь называются уже три величины, характеризующие вещество:
плотность, удельная теплоёмкость, удельное сопротивление.
В дальнейшем можно, формируя обобщенное представление о веществе,
сюда же «нанизывать» и другие характеристики вещества:
электрические, магнитные, оптические и т.д.
Если достаточно точно выполнить описанные выше
лабораторные работы трудно, то обобщение понятия вещества можно
проводить и при решении соответствующих расчетных задач. После
вычислении значения удельной теплоёмкости и определения по таблице
вещества решается задача на расчет плотности и определение по
таблице вещества.
Аналогичную работу можно провести и при изучении
удельного сопротивления вещества, предложив три задачи – на
определение вещества по плотности, удельной теплоёмкости и
удельному сопротивлению. (хорошо, если вещество одно и то же, хотя
это не обязательно.)
Пособие
На страницу
"Учебник"
Как
работать
Некоторые
ответы
На сайт
Карта сайта
Список статей
Материалы для урока |